Биография

Габриэль Бирн (ирл. O Broin) родился 12 мая 1950 года в Дублине старшим из шести детей в семье настоящих католиков. Его отец Донал работал на фабрике  "Гиннесс", откуда был уволен после всеобщей механизации, вследствие которой его работу стала выполнять машина. Рабочего места Донал Бирн так и не нашел, и  стал "домохозяйкой", а кормить семью пришлось маме Айлин, которая, будучи женщиной волевой и сильной, неплохо с этой задачей справлялась, работая медсестрой. Унаследовав от мамы любовь к викторианской поэзии, маленький Габриэль рос натурой романтической, и в 12 лет решил стать священником (с целью потом уехать в  Африку миссионером) и поступил в семинарию в Бирмингеме. Но через несколько лет его поймали с сигаретой и исключили. По его собственному признанию,  прозвучавшему много лет спустя, когда он был уже знаменитым актером, с семинарией он расстался без сожаления: во-первых, страсть к религии угасла, во-вторых, он подвергся сексуальным домогательствам со стороны одного из святых отцов, и тогда окончательно расстался с иллюзиями. Перед тем, как поступить в Ирландский национальный университет в Дублине, Бирн перепробовал много занятий, а  в 1973 году, получив диплом, он уехал в Испанию работать преподавателем английского языка, потом вернулся домой и преподавал испанский язык и литературу в школе для девочек. Местный драмкружок, им же и организованный, позволил наконец осознать свое истинное призвание, и в возрасте 29 лет Бирн покинул место преподавателя, поступив в театральную труппу, которой руководил Джим Шеридан, ставший впоследствии знаменитым кинорежиссером. Кинокарьера Габриэля началась в 1978 году, когда он принял участие в съемках телефильма "Верхом по булыжной мостовой",  в фильме под названием "Аутсайдер" и в сериале "Семья Риорданов" ("The Riordans"), где он получил одну из главных ролей, но спустя год сериал был закрыт, и Бирн перебрался в Лондон. Там он некоторое время жил без работы, а затем устроился в труппу Королевского придворного театра и стал играть на сцене Национального театра.Примерно в то же время (1981 год) режиссер Джон Бурман пригласил Бирна в фильм "Экскалибур", на роль короля Утера. Вслед за этой ролью в кино последовали другие: "Защита империи" (журналист Ник), "Муссолини: нерассказанная история" (Витторио), "Готика" (Байрон), "Сиеста".Как раз на съемках "Сиесты" Габриэль познакомился познакомился с американской актрисой Эллен Баркин, которая через год стала его женой, а еще год спустя – в 1989-м - родила ему сына Джека. В 1992-м появилась на свет их дочь Роми, а в 1993-м Бирн и Баркин расстались, сохранив прекрасные отношения и разделив опеку над детьми.В том же 1989-м состоялся полноценный дебют Бирна в американском кино – он сыграл главную роль в гангстерской драме братьев Коэн "Перекресток Миллера", снятой по мотивам произведения Дешила Хэммета "Стеклянный ключ". Габриэль сыграл гангстера Тома Рэйгана, советника (консильери) босса ирландской мафии - одного из интереснейших образов гангстерского жанра. Стоит упомянуть, что некоторые детали внешности своего героя (например, манеру носить шляпу) актер прорабатывал сам. Специально для этой роли он приобрел Кладдахское кольцо (ирландский символ, знак дружбы или обручения), которое носит до сих пор как напоминание о персонаже. Именно благодаря фильму "Перекресток Миллера" Бирн обрел свою известность и получил новые возможности. Но, несмотря на это, не забывал и о некоммерческой, независимом, авторском кино. Так, в 1992 году он отказался сниматься в "Смертельном оружии 3" ради роли в фильме-сказке режиссёра Майкла Ньюэлла "На запад".Бирн не только снимался, но и снимал: в 1996-м состоялся его режиссерский дебют "The Lark in the Clear Air". Основав продюсерскую компанию, он способствовал появлению нескольких громких фильмов, например, фильма своего давнего друга Джима Шеридана "Во имя отца". Он был номинорован на «Оскар» в категории «Лучший фильм». Так же Бирн писал сценарии и прозу, в 1995 году была опубликована его автобиографическая книга "Картинки в моей голове" (Pictures in my head).
Во второй половине 90-х Габриэль продолжал сотрудничать с европейскими режиссёрами, снявшись вместе с Джулией Ормонд и Ричардом Харрисом у Билле Аугуста в «Снежном чувстве Смиллы». Случайно познакомившись в одном из голливудских музыкальных клубов с Вимом Вендерсом, получил роль компьютерного специалиста в новом его фильме «Конец насилия» , о создании высокотехнологичной системы тотального слежения. За год до этого он снялся в трагикомедии «Время бешеных псов».В конце десятилетия на экраны вышли такие фильмы с его участием, как "Человек в железной маске", "Конец света" и "Стигматы" (в двух последних он параллельно играл и дьявола, и священника). Все три картины были неплохо восприняты публикой, но получили довольно резкую критику.
В 2000 году состоялось возвращение Бирна в театр: он сыграл на Бродвее Джима Тайрона в пьесе Юджина О'Нила "Луна для пасынков судьбы", за что и был номинирован на главную театральную награду Америки – "Tony Award".
Через пять лет Габриэль вновь обратился к драматургии О’Нила, сыграв в другом бродвейском спектакле «Душа поэта» . За роль Кона Мелоди (главный герой пьесы) актёр был удостоен премии американских театральных критиков «The Outer Critics Circle Awards».В 2007 году Бирн побывал в России: снимался в Петербурге в военной саге "Ленинград". 
В 2009 году Гэбриэл Бирн стал лауреатом премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший актёр драматического телесериала» за роль психотерапевта Пола Уэстона в сериале «Лечение». Американский кабельный телеканал HBO взял за основу ранее показанную израильскую телепостановку и развил историю в оригинальную драму. Этот проект сделал актёра ещё более популярным среди зрителей и вызвал широкое обсуждение в профессиональном сообществе психотерапевтов.
В данный момент актер занят в проекте Embargo film под названием "Я, Анна" (психологический триллер), где на главные роли приглашены он и актриса Шарлотта Рэмплинг.

 

Перевод Аллы Брук
В статье также использованы материалы из Wikipedia.